+7 812 240-44-90
лондон
санкт-петербург
шанхай
южно-сахалинск

2014

17 Ноября 2014

НАЙДЕНЫ АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Специалисты ООО «Фертоинг» установили точные места Арктических конвоев, погибших в годы Великой Отечественной войны в Карском море. Экспедиция, организованная нашей компанией, проходила с 17 по 26 сентября на многофункциональном аварийно-спасательном судне «Спасатель Заборщиков».




Многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Заборщиков», капитан Александр Плотников


Состав поисковой экспедиции слева: Владимир Соколов, начальник промерной партии, Александр Бобровский, инженер-гидрограф, Денис Крюков, начальник отдела гидрографических работ, Сергей Шулинин, научный сотрудник ГБУ ЯНАО «Ямалтур»

Экспедицию поддержали: Русское географическое общество во главе с первым вице-президентом Артуром Чилингаровым  и Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа во главе с губернатором Дмитрием Кобылкиным.

После встречи членов экспедиции с представителями СМИ, были опубликованы эксклюзивные материалы: Вести Ямал, Ямал Регион, Россия Ямал.

Об истории этих судов и о том, как было принято решение об уникальной экспедиции, лично рассказал директор ООО «Фертоинг» Артем Мельников:

«Идея осуществления экспедиции по поиску судов Арктических конвоев погибших в период Великой Отечественной войны в Карском море уходит своими корнями на несколько десятилетий назад. Тогда это была просто мечта, мечта, которая постепенно год за годом превращалась в реальность и к 2014 году стала возможностью, которую нельзя было упустить. Тем более к этому времени слишком много случайностей совпало, заставив поверить в реальность задуманного, соединив воедино людей объединенных этой мечтой и уникальные технологические возможности современной поисковой техники.

Вечером 17 сентября 2014 года, судно зафрахтованное компанией «Фертоинг» для выполнения поисковых работ, вышло из морского порта Сабетта. Сейчас, некогда небольшой вахтовый поселок Сабетта превратился в современный форпост России в Арктике, здесь воплощается один из самых амбициозных, стратегических проектов нашего государства, полным ходом ведутся работы по возведению завода СПГ и крупного портового комплекса, способного принимать мощные ледоколы-атомоходы и огромные суда-газовозы. Судно уходило на север, оставляя в своем кильватере Сабетту, превратившуюся в сплошное море огней, строительной техники, резервуаров, зданий и сооружений, грузовых судов в порту и на рейде, судов дноуглубительного флота и тут все становилось на свои места. Мы шли искать суда погибшие при защите Арктических рубежей нашей Родины, мы шли искать память о людях отдавших свои жизни за то, чтобы мы смогли увидеть такую Сабетту, растущую и мощную, - наш Арктический форпост. Наверное, тогда все наши сомнения были исчерпаны, мы найдем эти суда, так как это будет не случайность, это будет историческая справедливость по отношению к людям открывавшим, осваивавшим и защищавшим эти места в те суровый годы и отдавшим за это свои жизни.

Это были героические и трагические эпизоды той Великой войны, силы духа наших людей, военных, моряков, полярников.



Транспорт «Александр Сибиряков» погиб 25 августа 1942 года, приняв неравный бой с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», к западу от архипелага Норденшельда в Карском море. Как и положено ветерану полярных экспедиций он погиб геройски, достойно, не спустив флага перед грозным противником, отвечая своими двумя 76-мм пушками на смертельные залпы башен 280-мм орудий крейсера. И своей жизнью, и своей смертью «Александр Сибиряков» доказал силу духа и силу воли русских полярников и моряков. Именно ему было суждено первым в мире пройти за одну навигацию суровую трассу Северного морского пути, и именно ему суждено было ценой своей жизни спасти от разрушения полярный порт Диксон, штаб морских операций СМП, сорвав планы гитлеровского командования по уничтожению ледокольных караванов, осуществлявших проводку транспортов с Дальнего Востока в порты Мурманск и Архангельск.

Транспорт шел к северной оконечности Северной Земли для открытия там зимовки полярников, на подходе к острову Белуха был встречен немецким крейсером «Адмирал Шеер», на предложение застопорить ход и сдаться «Сибиряков» ответил огнем своих орудий. Немецкий крейсер стрелял обеими башнями из 280-миллиметровых пушек. Всего он сделал 27 выстрелов. «Сибиряков» получил четыре прямых попадания, загорелся, остановился и стал тонуть, продолжая стрелять. Неравный бой длился чуть более 20 минут, судно погибало вместе с экипажем и пассажирами, успев передать в эфир последнюю радиограмму: «Горим, прощайте. 14 часов 05 минут». В этом бою погибло 78 моряков и полярников.





Но вернемся в 2014 год. В район выполнения поисковых работ судно пришло к 19 сентября, через 72 года с момента подвига, слегка штормило. Исходя из погодных условий и площади района поиска, на выполнение работ отводилось 5 суток. Указанный район поиска составлял порядка 75 км². Однако была определенная надежда на более быстрый исход экспедиции. Материал собранный, обобщенный и систематизированный на подготовительном этапе экспедиции позволял надеяться на лучшее. Проведенный анализ архивных материалов, воспоминаний спасшихся моряков, позволил достаточно достоверно определить район гибели судна и, хотя он значительно отличался от официальных данных, уверенность в успехе была. За несколько дней до начала экспедиции нам удалось получить выписку из журнала боевых действий и схему маневрирования тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», которые полностью подтвердили наши предположения. Но, не смотря на наши усилия, как это часто бывает на Крайнем Севере, погода внесла свои коррективы в наши планы, и шторм двое суток не давал начать поиск. 22 сентября поисковые работы были начаты и уже через 8 часов было ясно, что мы нашли транспорт "Александр Сибиряков", нашли место его героической гибели. Первая цель достигнута. Это означало, что у нас есть как минимум два дополнительных дня для поисков второй цели нашей экспедиции транспорта «Марина Раскова», одной из самых трагических историй войны в Арктике.

   

Транспорт «Марина Раскова» был принят от американского правительства в состав Северного морского пароходства в 1943 году и назван в честь советской лётчицы-штурмана, одной из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза. Пройдя ремонт на Архангельском заводе «Красная кузница», 08 августа 1944 года в составе конвоя БД-5 (Белое море - Диксон) транспорт «Марина Раскова» в сопровождении трех тральщиков ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118 вышел из порта Молотовск (ныне Северодвинск) в направлении порта Диксон. На борту было более 6500 тонн груза и 420 человек команды и пассажиров, в том числе женщины и дети, кроме того на тральщиках сопровождения находилось 339 человек. Вечером 12 августа транспорт «Марина Раскова» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-365. Во время проведения операции по спасению пассажиров и экипажа транспорта были торпедированы и затонули тральщики ТЩ-118 и ТЩ-114. Ночью 13 августа транспорт «Марина Раскова» был повторно атакован двумя торпедами и затонул. В общей сложности погибло 376 человек.

Несмотря на обилие архивной информации по данной трагедии, наличие выписок из вахтенных журналов судов конвоя, показаний очевидцев, данных летчиков полярной авиации, участвовавших в поисковых работах, задача предстояла сложная. В августе 2014 года нами уже предпринимались попытки поиска судов конвоя БД-5, было полностью обследовано более 20% от площади намеченного нами района затопления судов, составлявшего 96 км², но данные работы, к сожалению, не принесли успеха. 24 сентября судно прибыло в район проведения поисковых работ, погода благоприятствовала, сразу приступили к выполнению работ. Через 4 часа при выходе на поисковый галс были обнаружены останки корабля по своим размерам схожим с «Мариной Раскова». После сгущения сетки поисковых галсов и получения новых гидроакустических снимков стало окончательно ясно, что мы нашли то, что искали, - это был окончательный успех экспедиции.

Через 7 часов на экранах гидролокаторов появились новые засветки, показывающие наличие, на достаточно ровном дне Карского моря, останков судна. Исходя из его местоположения и размеров, можно было предположить, что это тральщик ТЩ-118. Сгущение галсов, дополнительный поиск в районе, изменение направлений съемки, получение дополнительных акустических изображений и далее продолжение поиска второго тральщика ТЩ-114.

   

Но Арктика улыбается ненадолго, особенно в конце сентября, и поднявшийся шторм заставил нас завершить поисковую экспедицию на 12 часов раньше запланированного. Экспедиционное судно взяло курс на морской порт Мурманск.


Это была радость, всего за 8 суток нами было обнаружены три судна полярных конвоев, погибших в период Великой Отечественной войны, историческая справедливость восстановлена, но как долго мы к этому шли. Это был уже второй наш выход только в этом году, а до этого были долгие поиски архивных документов, схем, карт, воспоминаний, анализ и моделирование прокладки маршрута судов. Скрупулезный поиск всех участников конвоев, изучение их судеб, ведь даже сейчас живы 6 участников конвоя БД-5, а со 128 родственниками поддерживается переписка».

«Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию».


Члены экипажа МАСС «Спасатель Заборщиков»

Маршрут экспедиции: морской порт Сабетта, Обская губа - остров Белуха, архипелаг Норденшельда - остров Белый, полуостров Ямал - морской порт Мурманск.

Длительность экспедиции: 15 суток.

Пройдено морских миль: более 1800,00 морских миль.

Итоги экспедиции:

  1. Обнаружен ледокольный пароход «Александр Сибиряков», глубина дна в районе обнаружения 45 м,
  2. Обнаружен транспорт «Марина Раскова», глубина дна в районе обнаружения 50 м,
  3. Обнаружен тральщик ТЩ (АМ) - 118, глубина дна в районе обнаружения 50 м.