201417 Ноября 2014
НАЙДЕНЫ АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫСпециалисты ООО «Фертоинг» установили точные места Арктических конвоев, погибших в годы Великой Отечественной войны в Карском море. Экспедиция, организованная нашей компанией, проходила с 17 по 26 сентября на многофункциональном аварийно-спасательном судне «Спасатель Заборщиков».
После встречи членов экспедиции с представителями СМИ, были опубликованы эксклюзивные материалы: Вести Ямал, Ямал Регион, Россия Ямал. «Идея осуществления экспедиции по поиску судов Арктических конвоев погибших в период Великой Отечественной войны в Карском море уходит своими корнями на несколько десятилетий назад. Тогда это была просто мечта, мечта, которая постепенно год за годом превращалась в реальность и к 2014 году стала возможностью, которую нельзя было упустить. Тем более к этому времени слишком много случайностей совпало, заставив поверить в реальность задуманного, соединив воедино людей объединенных этой мечтой и уникальные технологические возможности современной поисковой техники. Вечером 17 сентября 2014 года, судно зафрахтованное компанией «Фертоинг» для выполнения поисковых работ, вышло из морского порта Сабетта. Сейчас, некогда небольшой вахтовый поселок Сабетта превратился в современный форпост России в Арктике, здесь воплощается один из самых амбициозных, стратегических проектов нашего государства, полным ходом ведутся работы по возведению завода СПГ и крупного портового комплекса, способного принимать мощные ледоколы-атомоходы и огромные суда-газовозы. Судно уходило на север, оставляя в своем кильватере Сабетту, превратившуюся в сплошное море огней, строительной техники, резервуаров, зданий и сооружений, грузовых судов в порту и на рейде, судов дноуглубительного флота и тут все становилось на свои места. Мы шли искать суда погибшие при защите Арктических рубежей нашей Родины, мы шли искать память о людях отдавших свои жизни за то, чтобы мы смогли увидеть такую Сабетту, растущую и мощную, - наш Арктический форпост. Наверное, тогда все наши сомнения были исчерпаны, мы найдем эти суда, так как это будет не случайность, это будет историческая справедливость по отношению к людям открывавшим, осваивавшим и защищавшим эти места в те суровый годы и отдавшим за это свои жизни. Это были героические и трагические эпизоды той Великой войны, силы духа наших людей, военных, моряков, полярников. Транспорт шел к северной оконечности Северной Земли для открытия там зимовки полярников, на подходе к острову Белуха был встречен немецким крейсером «Адмирал Шеер», на предложение застопорить ход и сдаться «Сибиряков» ответил огнем своих орудий. Немецкий крейсер стрелял обеими башнями из 280-миллиметровых пушек. Всего он сделал 27 выстрелов. «Сибиряков» получил четыре прямых попадания, загорелся, остановился и стал тонуть, продолжая стрелять. Неравный бой длился чуть более 20 минут, судно погибало вместе с экипажем и пассажирами, успев передать в эфир последнюю радиограмму: «Горим, прощайте. 14 часов 05 минут». В этом бою погибло 78 моряков и полярников. Несмотря на обилие архивной информации по данной трагедии, наличие выписок из вахтенных журналов судов конвоя, показаний очевидцев, данных летчиков полярной авиации, участвовавших в поисковых работах, задача предстояла сложная. В августе 2014 года нами уже предпринимались попытки поиска судов конвоя БД-5, было полностью обследовано более 20% от площади намеченного нами района затопления судов, составлявшего 96 км², но данные работы, к сожалению, не принесли успеха. 24 сентября судно прибыло в район проведения поисковых работ, погода благоприятствовала, сразу приступили к выполнению работ. Через 4 часа при выходе на поисковый галс были обнаружены останки корабля по своим размерам схожим с «Мариной Раскова». После сгущения сетки поисковых галсов и получения новых гидроакустических снимков стало окончательно ясно, что мы нашли то, что искали, - это был окончательный успех экспедиции. Через 7 часов на экранах гидролокаторов появились новые засветки, показывающие наличие, на достаточно ровном дне Карского моря, останков судна. Исходя из его местоположения и размеров, можно было предположить, что это тральщик ТЩ-118. Сгущение галсов, дополнительный поиск в районе, изменение направлений съемки, получение дополнительных акустических изображений и далее продолжение поиска второго тральщика ТЩ-114. Это была радость, всего за 8 суток нами было обнаружены три судна полярных конвоев, погибших в период Великой Отечественной войны, историческая справедливость восстановлена, но как долго мы к этому шли. Это был уже второй наш выход только в этом году, а до этого были долгие поиски архивных документов, схем, карт, воспоминаний, анализ и моделирование прокладки маршрута судов. Скрупулезный поиск всех участников конвоев, изучение их судеб, ведь даже сейчас живы 6 участников конвоя БД-5, а со 128 родственниками поддерживается переписка». «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию». Маршрут экспедиции: морской порт Сабетта, Обская губа - остров Белуха, архипелаг Норденшельда - остров Белый, полуостров Ямал - морской порт Мурманск. Длительность экспедиции: 15 суток. Пройдено морских миль: более 1800,00 морских миль. Итоги экспедиции:
|