201810 Августа 2018
ПАМЯТИ КОНВОЯ БД-5Многим нашим современникам, далеким от истории Великой Отечественной войны, 1944-й год представляется годом непрерывной череды успехов Красной Армии и флота, союзников СССР по антигитлеровской коалиции, годом, предваряющим неизбежное победное завершение войны. При этом и в 1944-м году война продолжалась не менее ожесточенно, чем ранее, на суше и на море. Одним из трагических инцидентов стала гибель внутреннего советского арктического конвоя БД-5 в Карском море, унесшая жизни 378 человек – краснофлотцев, полярников, женщин и детей. Конвой БД-5 (Белое море – Диксон) вышел из Молотовска (ныне Северодвинск) 8 августа 1944 года в составе тральщиков Т-114, Т-116, Т-118 и транспортного парохода «Марина Раскова». В числе пассажиров находились военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы (Карской ВМБ), «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Всего на трех судах конвоя было 752 человека. Вечером 12 августа, в 60 милях от острова Белый, конвой был атакован немецкой подлодкой U-365, которая поразила пароход «Марина Раскова». Командир конвоя и экипажи тральщиков приняли удар торпеды за подрыв на мине, и начали эвакуацию экипажа и пассажиров парохода. Противник воспользовался этим – субмарина нанесла следующие торпедные атаки во время эвакуации, в результате чего ночью затонули два тральщика – Т-114 и Т-118. Из всего конвоя уцелел только тральщик Т-116, который при помощи лётчиков-полярников смог спасти больше 250 человек. Некоторые пассажиры и моряки пытались спастись на баркасе и кунгасе, но большинство из них погибло в сложных погодных условиях ледяного Карского моря – из нескольких десятков человек, спустившихся на эти спасательные средства, выжили лишь 14. Всего из состава конвоя уцелело 374 человека – менее половины от первоначального состава. 378 человек погибли. Трагедия конвоя БД-5 показала, что даже на значительном удалении от линии фронта и мест морских сражений в Баренцевом море вражеские подлодки по-прежнему представляют огромную угрозу для советского морского транспорта. Методы борьбы с ними к 1944-му году были отработаны, но в тылу, которым казалось Карское море, советские моряки большее внимание уделяли минам, за подрыв на одной и которых и приняли атаку субмарины. Конвой стал памятником гибели множества мирных людей – о масштабе человеческих потерь можно судить, сравнив истории конвоя БД-5 и одного из самых известных полярных конвоев союзников PQ-17, шедшего летом 1942 года. Несмотря на разгром и потерю 24 судов от действий авиации и подлодок врага, PQ-17 потерял погибшими более чем вдвое меньше, 153 человека – помогла взаимовыручка среди множества судов в составе. У моряков и пассажиров небольшого конвоя БД-5 было намного меньше шансов спастись. Через 70 лет после событий, в первой поисковой экспедиции 2014 года, компании «Фертоинг» удалось обнаружить место гибели транспортного парохода «Марина Раскова» и двух тральщиков. В 2015-м году, в ходе «Карской экспедиции 2015», транспорт и тральщики были обследованы телеуправляемым подводным аппаратом и водолазами компании «Фертоинг». Экспедиции стали возможными благодаря объединению усилий Правительства Ямало-Ненецкого округа, компании «Фертоинг», историков и краеведов ЯНАО. Экспедиции позволили определить точные координаты мест гибели кораблей, установить информацию о судьбе участников конвоя, передать ее родственникам и потомкам моряков и пассажиров БД-5. Водолазы установили памятные таблички на судах, лежащих на дне. Сегодня компания «Фертоинг» продолжает поисковую деятельность по местам сражений и гибели судов в Карском и Баренцевом морях, открывая ранее не исследованные страницы Великой Отечественной войны. |