+7 812 240-44-90
лондон
санкт-петербург
шанхай
южно-сахалинск

2021

07 Мая 2021

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИИ

В Финском заливе идентифицирован транспорт, погибший 29 августа 1941 года во время Таллинского перехода

5 мая 2021 года стартовала экспедиция «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте», организованная морской инженерной компанией «Фертоинг» и командой проекта «Поклон кораблям Великой Победы» поддерживаемого Русским географическим обществом, Фондом президентских грантов и ПАО «Транснефть».

6 мая поисковики получили первые результаты. Разведывательно-водолазная команда достоверно идентифицировала в Финском заливе санитарный транспорт «Калпакс», погибший 29 августа 1941 года в 16:45 от многочисленных ударов немецкой авиации.

Судно лежит на глубине 48 метров юго-западнее острова Мощный. Команда подводных исследователей провела видеосъёмку мостика, носовой и кормовой части, осмотр трюмов. На штурвале было обнаружено клеймо на французском языке, свидетельствующее о постройке судна во Франции, что уже позволяло предположить, что это именно «Калпакс». Однако однозначная идентификация стала возможна после находки носового колокола с названием Marie Louise и указанием года и места постройки – 1914, город Нант. В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, стрелковое оружие, каски.

Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» около 2 лет назад во время поиска подводной лодки М-96, но не обследовался. Специалисты морской инженерной компании «Фертоинг» сделали гидрографическое исследование и построили предварительную 3D-модель погибшего судна.


Санитарный транспорт ТР «Калпакс» ВТ № 524


Латвийский пароход французской постройки 1913-1914 года

В Таллине пароход «Калпакс» принял на борт 1000 человек, из них 850 раненных, остальные в основном женщины и дети. В ходе Прорыва судно неоднократно останавливалось на минных полях и героически спасало людей с погибающих судов. По разным оценкам к вечеру 29 августа на судне было до 1500 человек, почти все раненные и спасенные из воды.

29 августа транспорт погиб от ударов немецкой авиации. Сохранились подробности его гибели: «Когда из всего каравана осталось только три судна, враг все свои силы бросил на них. Пикировка не дала результатов благодаря хладнокровию и великолепной практике командиров по отражению воздушных атак. Тогда самолеты с бреющего полета обстреляли мостик из пулемета. На своем посту смертью храбрых пал 2-й пом. капитана Ноппел, рулевой матрос Кокоришс, два краснофлотца-сигнальщика. Капитан был ранен, но продолжал стоять у телеграфа пока не истек кровью и не упал. Старший помощник Шверст взял руль и после ранения капитана остался один на залитом кровью мостике. Продолжалась неравная борьба одного человека с атакующей волной самолетов. Шверст метался от телеграфа к рулю среди трупов и раненых. Безукоризненно работало машинное звено, все приказания до последнего момента выполнялись четко и бесперебойно. Пули пробивали палубу и обшивку мостика. Борьба продолжалась. Судно то останавливалось, то мчалось вперед, уклоняясь то вправо, то влево.

Первая бомба попала в трюм № 2. Нос стал медленно погружаться, судно теряло скорость. Видя бесцельность дальнейшей борьбы, Шверст дал отбой машине и приказал всем выйти на палубу. Когда все уже были на палубе, бомба попала в машинное отделение. Следующая попала в первый трюм. Судно тонуло. Под руководством Шверста были спущены шлюпки и уцелевший плот. Люди заметались по палубе, началась жестокая борьба за существование. С помощью силы приходилось людей выбрасывать за борт. В кормовых трюмах раненые, трюма закрыты, брезенты заклинены. Шверст ножом резал брезенты, чтобы всплыли лючины, и люди могли подняться.

Опоздав покинуть судно вовремя, Шверст пошел на дно вместе с кораблем. После борьбы в глубине с всплывающими лючинами и отдельными предметами он поднялся. «Калпакс» затонул 29 августа 1941 года в 16 час. 46 мин. Враг продолжал обстреливать плавающих людей из пулеметов, бросал в них бомбы. Судов больше не было, немецкие летчики фотографировали эту трагедию с высоты в несколько метров. Всю ночь Шверст пробыл в воде, и только в 7-8 часов утра был поднят катером в полусознательном состоянии.

Всего спаслось 60–70 человек из более чем 1000 человек на борту. Из экипажа транспорта в 29 человек осталось в живых 16, в том числе и раненый капитан Вейнбергс.